Принты делают одежду яркой и интересной. Можно купить готовое изделие с узором, но тогда есть вероятность, что подобный предмет гардероба выбрал кто-то еще (если, конечно, вы не одеваетесь на заказ у знаменитого дизайнера). Типография «Амета Принт» предлагает уникальный вариант: печать принтов на ткани по индивидуальному заказу. Это гарантия того, что вы будете оригинальны! К тому же и цены демократичны. Неповторимый образ по привлекательной стоимости – это ли не мечта?!
Профессионалы готовы реализовать любую идею. Вопрос в том, какую ткань выбрать, какую краску и какую технологию нанесения изображения. Однозначных ответов на эти вопросы нет. Отталкиваться нужно от самого изделия. Например, зонты и бейсболки, футболки и толстовки шьются из разных материалов. Чаще печать нужно нанести на прямую поверхность, но иногда требуется сделать принт сложной конфигурации.
Терминология текстильного дизайна
Заказывая принтованное изделие, непрофессионалу сложно определиться с выбором. Например, не всегда понятно, принт на ткани как называется. Как правильно сделать заказ, чтобы не ошибиться и получить то, что хочется. Мы не станем погружать вас в особенности профессионального языка, а лишь расскажем, что означают некоторые термины, принятые в дизайнерском деле. Рассмотрим основные методы, которые применяются чаще всего.
Принт – любое изображение, перенесенное на материал. К принтам относятся фотоизображения, тексты, акварельные рисунки и т.д.
Паттерн – повторение в узоре одного орнамента или группы элементов в строгом порядке. Паттерн может распространяться по горизонтали или вертикали. Главное в нем – выражение единой идеи. Повторяющаяся часть паттерна называется раппортом.
Купон – художественная композиция определенного размера, адаптированная под конкретный крой изделия. К купону можно отнести рисунок на шейном платке.
Коллекция – серия рисунков, объединенных общей темой, стилем и колористической гаммой. Коллекция может состоять из одного или нескольких сюжетов и почти всегда поддерживается дизайном-компаньоном, который повторяет элементы и стилистику главного сюжета, но в более простом исполнении.
Изображения могут быть векторными и растровыми. Для создания векторных используется компьютерная графика. Такие изображения можно многократно масштабировать, качество от этого не страдает. Объекты для растровых изображений создаются без применения компьютерной графики, поэтому они ограничены по размеру и искажаются при масштабировании.
Чтобы определиться с материалом и методикой, не нужно быть специалистом и дизайнером. Опытные мастера подскажут, какая технология нанесения изображений подойдет для того или иного текстильного предмета.
Трансферная печать
Трансферная печать – самая популярная методика переноса изображения на ткань. Она проста и высока по скорости. Технология заключается в следующем. На промежуточный слой, это может быть специальная бумага или голографическая, флок либо флекс пленка, краской наносится картинка либо распечатывается на принтере. Промежуточный слой из бумаги дешевле в применении. Использовать его проще, чем пленку. Далее носитель прикладывается к нужному месту на ткани и прижимается термопрессом.
Трансферная печать применяется как на однотонных, так и на цветных тканях. К ее недостаткам можно отнести невысокую стойкость, поэтому она больше подходит для сувенирной продукции, нежели для одежды, которая подвергается частой стирке и глажке. Декоративный слой трансфера на бумажной основе довольно быстро обретает. В этом плане пленочное изображение более устойчиво, но его возможности ограничены созданием исключительно графических принтов на ткани.
Трансферная печать – технически несложная методика. Она выгодна при небольших тиражах. Выполняется очень быстро и не приносит вреда окружающей среде. Если срочна нужна небольшая партия недорогих изделий, то трансферная печать – подходящий вариант.
Шелкография
Это одна из самых древних методик нанесения рисунка на ткань. Она зародилась в Китае – на родине шелка. В прежние времена краски продавливали на ткань через трафарет из шелковой сетки, а затем распределяли ракелем.
Сегодня вместо шелковых сеток используются синтетические и полиэфирные. Современная технология позволяет получать детализированные рисунки и даже фотографические изображения, как большие, так и миниатюрные. Метод шелкографии применяется на любых материалах.
Многоцветная печать осуществляется на карусельных станках. Для каждого цвета используется отдельная рама с трафаретом. При выборе шелкографии следует учитывать некоторые особенности:
- в сумму заказа входит стоимость рам, то есть чем больше цветов, тем дороже обойдется заказ. Но если печатать большим тиражом, то каждое изделие выйдет дешевле;
- при больших тиражах (от 100 изделий) шелкография выгоднее, чем трансферная печать;
- при нанесении рисунка на цветную ткань необходимо перекрытие фона, поэтому изображение на белой ткани обойдется дешевле.
Как сделать принт на ткани красивым и оригинальным с помощью шелкографии? Добавить металлизированные или светоотражающие краски. Но следует иметь в виду, что этот тип печати довольно сложный. При неправильном подборе ткани, некачественном нанесении слоя и неточной цветопередаче может получится брак.
Сублимационная печать
Техника сублимации возникла на базе трансфера и шелкографии. В ее основе лежит способность некоторых красителей из твердого вещества превращаться в газ под влиянием высокой температуры.
Процесс сублимационной печати состоит из нескольких этапов:
- В принтер закладывают специальную сублимационную бумагу и распечатывают рисунок в зеркальном отображении. Используются особые краски. Сублимационный принтер позволяет печатать в более высоком разрешении, нежели струйный.
- Переносят принт на ткань при помощи термопресса. Для этого изделие, например, футболку, кладут на плиту термопресса изнаночной стороной вверх и накрывают калькой. Затем выставляют рабочие параметры устройства и зажимают заготовку.
- Как только пресс просигнализирует о завершении процесса, изделие извлекают. Получившийся рисунок внешне напоминает наклейку.
Краска проникает между волокон, поэтому изображение получается очень стойким. Оно не выцветает и не стирается.
Печать на тканях разного состава
В зависимости от состава, ткани для принтов бывают:
- натуральными;
- синтетическими;
- комбинированными (смесовыми).
Если волокна добыты из природных источников, то это натуральные ткани. К тканям животного происхождения относятся шерсть и шелк. Растительные материалы – это лен, хлопок, ткани из конопли. Также существуют минеральные ткани. Они производятся на основе асбеста или ости.
Натуральные виды ткани хороши, но и у них есть недостатки, о которых будет рассказано ниже. Лучше всего получается сделать модный принт ткани на платках и пледах, если мы говорим о шерсти.
Шелк
Природный материал с уникальными свойствами, за которые его любят во всем мире. Изделия из него практически невесомы, они лучше всего пропускают воздух по сравнению с одеждой из других материалов. Шелк впитывает всю влагу, которая попала на поверхность, обладает высокой терморегуляцией. О прочности шелка и устойчивости к механическим воздействиям ходят легенды!
Хлопок
Недорогой природный материал. Он используется в производстве различных видов одежды. Очень ценится постельное и нижнее белье из натурального хлопка. У хлопковых тканей множество достоинств:
- впитывает до 40 % влаги, оставаясь при этом сухой;
- в составе нет вредных соединений и аллергенных веществ;
- легкая, почти невесомая структура;
- ткани из хлопка хорошо пропускают воздух, поэтому одежда из них «дышит».
Лен
Универсальный материал. Из него шьют одежду, столовое и постельное белье, а также технические изделия (мешки). Печать на льне достаточно популярна.
Достоинства льна:
- отлично пропускает воздух;
- впитывает влагу и быстро ее испаряет;
- не накапливает загрязнения, легко стирается;
- носится в течение долгого времени;
- препятствует накоплению статического электричества.
Для перенесения рисунка на натуральные ткани чаще всего применяется цифровая печать с использованием активных и кислотных красителей. Они отличаются индивидуальными параметрами проникновения в материал и временем до момента фиксации пигмента. По растительным тканям (льну и хлопку) чаще всего используются активные красители. Кислотные красители имеют структурные особенности, благодаря которым лучше подходят для шелка.
Синтетические ткани полностью искусственные. Их делают из полимеров нефти, каменного угля и природного газа. Этим обусловлена низкая стоимость таких материалов и наличие характеристик, которых нет у натуральных тканей, например, плохая сминаемость.
Но на синтетического вида ткани принт сделать качественно очень трудно. Он не получится эластичным и износостойким. Поэтому используют либо натуральные, либо комбинированные материалы. Исключение составляет сублимационная печать. Она отлично подходит для синтетики.
Для ацетатного шелка подходит исключительно сублимационная печать. Другие типы печати не смогут обеспечить качество и стойкость изображения на этом материале.
Смесовые, или комбинированные ткани состоят из натуральных и синтетических волокон, например, хлопка и нейлона, шерсти и полиэстера. Процентное соотношение натуральных и искусственных волокон может быть разным. Смесовые ткани лишены недостатков, присущих исключительно натуральным либо синтетическим.
Шелкотрафаретную (аналоговую) печать можно использовать для всех видов тканей: натуральных (шерсть, шелк, хлопок, лен), искусственных (вискоза), синтетических (полиэстер). Гибридная печать подходит для натуральных и искусственных тканей. Для синтетических – только сублимационная.